В июле текущего года был изменен текст федерального закона «Об экологической экспертизе». Согласно поправкам в заключительную часть документа, по 31 декабря 2024 года оценка соответствия проектной документации будет проводиться посредством государственной экспертизы. При этом экологическая государственная экспертиза проводиться не будет. В свете реализации проекта по расширению Байкало-Амурской магистрали такие изменения в законодательстве вызвали разногласия у специалистов отрасли.
Так, академик РАН по отделению нанотехнологий и информационных технологий СО РАН Игорь Бычков отметил: данная экспертиза регламентирована законом, в нормативных документах детально описаны процедуры, помогающие «сохранить природу и экосистему для будущих поколений». Однако отмененное исследование периодически вызывало неуверенность экспертов в надежности его результатов.
«Надо признать, что некоторые результаты экологической экспертизы очень часто вызывают обоснованные сомнения у профессионалов, несмотря на то, что проведены все процедуры самой экспертизы», — высказался академик.
Однако коллега И. Бычкова, заведующий лабораторией геохимии и рудообразующих процессов Геологического института СО РАН Евгений Кислов, обращает внимание на следующее: главная государственная экспертиза проводится в соответствии с градостроительным кодексом, в котором данной теме посвящена одна небольшая статья. В то время как экологическая экспертиза регламентирована отдельным законом. Эксперт отмечает, что документ был принят еще в 1993 году и многие его поправки не были удачными, однако текст по-прежнему содержит в себе «много хорошего».
Очень важным аспектом, относящимся к этому вопросу, Е. Кислов считает участие простых людей в процессе, возможность ознакомиться с проектно-сметной документацией и присутствовать на общественных слушаниях. Отдельно ученый подчеркивает: в случае с расширением БАМа независимая комиссия государственной экологической экспертизы в 99% случаев проводит исследования непосредственно в Бурятии, где и прокладывается вторая ветка магистрали. Главная же госэкспертиза проводится в Красноярске, вдали от района реализации проекта, и не поддается контролю непосредственно вовлеченного региона.
«Комиссия учитывает все обращения, все статьи в прессе. Более того – возможно проведение общественной экологической экспертизы. И я неоднократно ее проводил. И по закону если общественная экологическая экспертиза проведена в соответствии со всеми требованиями, то ее заключение полностью включается в заключение государственной экологической экспертизы, без изъятий. Это очень важный момент. И мы опасаемся, что во время разработки проектной документации лишимся контроля за тем, что предполагается делать», — объясняет эксперт.
О важности участия общественности говорит и академик Бычков. Он подчеркивает значимость согласия социума с ходом строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали.
«Здесь, мне кажется, очень важный момент – общественное согласие. Когда хозяйствующий субъект – государственная корпорация, регионы в лице первых лиц, общественные палаты, научная и экологическая общественность выстраивают новый тип взаимоотношений, который,
наверно, тоже должен быть потом урегулирован законодательно, при решении очень сложных и очень важных проблем развития территории», — полагает он.
Специалист также рассказал о планах Иркутской области возложить научное сопровождение реализации проекта на региональный филиал Сибирского отделения РАН. При этом отделение также готово заняться и проведение экспертизы, определяющей степень возможного нанесения ущерба экологии, и проводить ее в том числе по запросу органов власти субъекта РФ.
Источник: rzd-partner.ru